Рынок хурмы в России противоречив и неоднозначен, но конкуренция среди иностранных поставщиков довольно высока

Несмотря на то, что самую дешевую хурму предлагают поставщики из Абхазии, подавляющее ее большинство привозится из Узбекистана и Азербайджана.

Более 90% оптового рынка России в 2016 году контролировали компании, которые были зарегистрированы лишь год назад, или в 2015 году занимались совсем другой деятельностью. Иностранные производители в борьбе за рынок снижают цены, поэтому розничная стоимость хурмы за эти два года выросла только на 50%, значительно отстав от темпов падения российской валюты.

В России хурма в промышленных масштабах практически не выращивается, поэтому весь рынок состоит из импортной продукции, поставляемой из южных стран, среди которых ведущую позицию занимает Азербайджан — оттуда привозится примерно половина всей хурмы, попадающей на прилавки российских магазинов.

Значительное падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам в 2014–2016 годах не могло не сказаться на стоимости хурмы — ее розничная цена за этот период выросла на 50%.

Большего удорожания удалось избежать за счет наличия серьезной конкуренции среди поставщиков — российские импортеры могли выбирать продукцию с оптимальным соотношением цены и качества. К тому же потребление хурмы имеет ярко выраженную сезонность — пик поставок приходится на четвертый квартал, и в этот период предложение заметно превышает спрос.

Высокий уровень конкуренции на российском рынке среди поставщиков связан также с относительной однородностью этого товара. Конечно, существуют различные сорта и виды хурмы, которые отличаются между собой по вкусовым и иным характеристикам, но эти различия в целом незначительны. Поэтому ни один поставщик хурмы не может обеспечить себе монопольное положение в каком-либо сегменте рынка за счет уникальности поставляемого товара. Конкурировать на рынке они могут только за счет качества продукции, ее цены и ритмичности поставок.

В этой связи необходимо отметить, что в структуре поставок хурмы на российский рынок азербайджанская продукция не является самой дешевой.

Таможенная стоимость хурмы из Узбекистана примерно на четверть ниже, а меньше всего это ягода стоит в Абхазии — она еще вдвое дешевле узбекской. Несмотря на это, объемы поставок из этих стран отличаются в разы. Это довольно странное несоответствие требует отдельного анализа, возможно, основная часть поставок из Абхазии проводится нелегально или декларируется каким-то особым способом. Доля же импорта из стран дальнего зарубежья практически равна нулю, т. к. высокие транспортные издержки делают такие операции практически бессмысленными.

Сложившийся уровень конкуренции среди поставщиков заметно осложняет возможности выхода на этот рынок нового игрока. Поскольку действующие импортеры уже имеют налаженные отношения с производителями из Азербайджана, Узбекистана и Абхазии, новая компания должна предложить очень выгодные условия для того, чтобы оптовые продавцы переключились именно на нее. Учитывая, что факторов, по которым можно отстроиться от конкурентов, довольно мало, а главным из них является цена, сформировать интересное предложение не так уж просто. С другой стороны, подробный анализ показывает, что из пяти компаний, имевших самые большие объемы продаж на внутреннем рынке в 2016 году, годом ранее занималась этой деятельностью лишь одна. Остальные четыре, только появившись, смогли ворваться на этот рынок и сразу занять более 90% его емкости. Это еще одна загадка, которая требует отдельного разговора.

(Источник: маркетинговое агентство MegaResearch. Фото: pixabay.com).