Долина Рейна на юго-западе Германии славится сельскохозяйственным изобилием, которое она обеспечивала на протяжении столетий. Сегодня эта область является домом для интенсивного выращивания винограда, овощей, фруктов и зерновых. Однако исследование показывает, что нынешнее регулирование пестицидов, даже в относительно прогрессивном Европейском союзе, недостаточно для защиты людей и всех других организмов, которые создают среду, необходимую для человеческой жизни и цивилизации.
Целью исследования было определить, как далеко - и какие - пестициды проникают за пределы пахотных земель овощей, фруктовых садов и зерновых, а также лесных угодий, в нецелевые области, которые должны служить убежищами для растений, животных и беспозвоночных, не считающихся вредителями.
Команда исследователей в Институте наук об окружающей среде Ландау при Университете Кайзерслаутерн-Ландау применила инновационные методы для измерения типов, концентраций и распределения пестицидов, пишет портал международной некоммерческой организации по борьбе с токсичными пестицидами Beyond Pesticides.
Исследователи взяли образцы из трех категорий ландшафта - растительности, верхнего слоя почвы и поверхностных вод - на 78 участках, распределенных по шести трансектам, каждый из которых простирается от дна долины до вершин гор по обе стороны. Образцы были взяты из трав, листьев кустарников и верхних слоев почвы вдоль каждого трансекта, вместе с образцами воды из рек, небольших ручьев, прудов и луж. Ученые протестировали на 93 пестицида текущего использования (current-use pesticides - CUP).
Не было ни одного участка, где все образцы растительности, верхнего слоя почвы или воды были бы свободны от всех пестицидов. Из 93 протестированных CUP исследователи обнаружили в образцах 63. CUP были обнаружены в 97 процентах всех образцов растительности и верхнего слоя почвы и в 83 процентах образцов воды.
Смесь пестицидов была очень разнообразной: ученые обнаружили 140 различных комбинаций по крайней мере двух пестицидов. Наиболее заметными в целом были фунгициды, а пестицидами, которые чаще всего встречались вместе, были фунгициды флуопирам и спироксамин. Флуопирам появлялся в подавляющем большинстве образцов. Другие в образцах с меньшей частотой включали опасные для пчел неоникотиноиды клотианидин, имидаклоприд и тиаклоприд.
Флуопирам является членом семейства PFAS (или ПФАС), так называемых «вечных химикатов», из которых, как отмечают авторы, 37 разрешены к использованию в Европейском союзе. Они добавляют, что долина Рейна расположена на очень большом водоносном горизонте, который обеспечивает водой более семи миллионов человек; таким образом, использование ПФАС на поверхности представляет высокий риск загрязнения питьевой воды. Хотя нет большого объема исследований об опасности флуопирама для здоровья, авторы отмечают, что были опубликованы работы по рыбам, подвергшихся его воздействию, в которых указывалось на риски, подразумевающие неврологические повреждения. Другое исследование обнаружило высокую токсичность для нематоды Caenorhabditis elegans. Спироксамин, используемый против мучнистой росы, почти отсутствует в научной литературе о влиянии пестицидов на здоровье, то есть он также получил регистрацию на основе данных, которые, по крайней мере, частично считаются запатентованными исследованиями химических компаний.
И флуопирам, и спироксамин зарегистрированы для использования в Европейском союзе, поскольку их остатки не вызывают беспокойства у официальных регуляторов.
Одним из важных результатов исследования Рейна стало открытие того, что лужи представляют серьезную опасность для насекомых, особенно медоносных пчел, птиц и млекопитающих, где бы они ни находились. Это связано с тем, что по мере высыхания луж концентрация увеличивается, «что превращает лужи в сельскохозяйственных районах в токсичные супы. Лужи в измененных человеком ландшафтах являются важным источником питьевой воды для птиц, а медоносные пчелы активно ищут в «грязных» водных источниках минералы, которых может не хватать в их цветочном рационе. Мы подчеркиваем критический путь воздействия для птиц и млекопитающих… особенно когда загрязненные лужи являются единственным источником воды в жаркое время года или во время все более частых засух. Еще хуже, естественные лужи в нецелевых районах содержали самые высокие уровни загрязнения и до сих пор не включены в процедуры оценки экологического риска», отметили авторы работы.
Исследование долины Рейна демонстрирует: пестициды не остаются там, где они были применены, даже когда область применения ограничена большими высотами, которые, как можно было бы ожидать, ограничивают их. Исследователи обнаружили значительное отложение пестицидов даже на самой высокой точке окружающих гор. Не было ни одного экологического отсека - почвы, воды, растительности, - который был бы защищен.
Кроме того, другие исследования ясно показывают, что пестициды путешествуют по всему миру в сельскохозяйственных продуктах и на них. В Германии Закон о чистоте пива, или «Reinheitsgebot», действующий уже 500 лет, регулярно нарушается почти повсеместным использованием глифосата. Как писал Beyond Pesticides в своем новостном обзоре 2016 года, закон требует от пивоваров производить пиво, используя только солод, хмель, дрожжи и воду. Тем не менее Мюнхенский институт охраны окружающей среды обнаружил глифосат в 14 популярных немецких сортах пива. Самая высокая концентрация была в 300 раз выше допустимой нормы для питьевой воды в Германии. Выбор органической пищи является хорошим способом помочь защитить экосистемы.
Источник: Beyond Pesticides.
Заглавное фото: Медведева Анна, AgroXXI.ru.