🔹

Такая формулировка законодателя оставляет открытым вопрос, как быть в сложившейся ситуации лицам, оказывающим аналогичные услуги в ветеринарии?

Акцент в нормах о лицензировании на сферу санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на мой взгляд, привел к необоснованным рассуждениям о том, что на сферу ветеринарии и деятельность ветеринарных врачей вышеуказанное законное требование о лицензировании не распространяется. По моему мнению, в некоторой части это ошибочные суждения.

Главным обстоятельством, на которое необходимо обратить внимание в определении пределов применения Положения о лицензировании деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.03.2024 № 337, является цель оказываемых лицензируемых услуг – обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

«Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения» - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ).

Александр Левиков, юрист

Исходя из представленного понятия возможно перейти к рассмотрению применения вышеуказанного правила о лицензировании для сферы ветеринарии.

Для этого ветеринарию следует разделить на ветеринарную деятельность госветслужб субъектов Российской Федерации и деятельность частного бизнеса.

          В отношении ветеринарных служб субъектов РФ следует обратиться к ст.3 Закона РФ «О ветеринарии», которая прямо наделяет их обязанностью по организации проведении на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению.

Таким образом, государственные ветеринарные учреждения имеют установленную законом цель по обеспечению эпизоотического благополучия. Следовательно, для того, чтобы исключить двойственное толкование в вопросе наличия/отсутствия необходимости лицензии для государственных ветеринарных учреждений субъектов РФ, достаточно привести название оказываемых ими услуг в соответствие с Законом РФ «О ветеринарии», назвав их, например, «услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения эпизоотического благополучия». В таком случае законная цель услуг дезинфекции, дезинсекции и дератизации будет иной нежели у той, что требует лицензии. Конечно же, данный вопрос решают не сами госбюджетные учреждения, а уполномоченные в области ветеринарии исполнительные органы субъектов РФ через принятие собственных нормативных правовых актов (например, через изменение нормативных правовых актов, устанавливающих тарифы на ветеринарные услуги госветслужбы субъекта). При надлежащем правовом закреплении цели услуг – «обеспечения эпизоотического благополучия», вопрос автоматически решается в правовом поле.

Касаемо же частного бизнеса, оказывающего в ветеринарии услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, то для него цели обеспечения эпизоотического благополучия не установлено. Следовательно, частный бизнес, включая частные ветеринарные учреждения оказывающие услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, в полном объеме подпадает под действие Положения о лицензировании деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

То обстоятельство, что частное ветеринарное учреждение оказывает ветеринарные услуги не может рассматриваться в качестве аргумента по уклонению от обязательного лицензирования. Прежде всего необходимо оценивать цель этой услуги, которая в отсутствие законной цели обеспечения эпизоотического благополучия, всегда будет подпадать под цель обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Дело в том, что частные ветеринарные учреждения и организации однозначно обязаны иметь программу производственного контроля, предусмотренную ст.32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Эта программа всегда имеет целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Поэтому для целей лицензирования совершенно не имеет значение является ли услуга, в рамках которой осуществляются лицензируемые виды деятельности, ветеринарной услугой. Указание в наименовании услуги слова «ветеринарная» в современном правовом поле значения не имеет, так как охватывается рамками законной цели лицензирования. Но вот оказание услуги без лицензии, когда ее получение является обязательным, однозначно указывает на небезопасность услуги.

В данном материале приведено мнение автора, а официальные разъяснения в отношении поднятого вопроса можно получить в Роспотребнадзоре и его территориальных органах. 

Также напомню, что осуществление деятельности без лицензии может повлечь ответственность по ст.171 УК РФ.

Заглавное фото: Лукьянов Дмитрий, AgroXXI.ru.

Оригинал статьи на AgroXXI.ru